Налоговая запросила документы? — правила поведения предпринимателя (часть 2)

В предыдущей статье   мы рассказали, как проверить правомерность законность требования налогового органа о представлении документов, а также  каким образом необходимо оформить сдачу документов инспекции.

Однако перед сдачей документов в инспекцию нужно провести еще одну, возможно самую важную, работу – попытаться оценить, для каких целей налоговая инспекция запросила у Вас документы.

Дело в том, что представленные (или не представленные) Вами документы, зачастую, становятся доказательственной базой для налогового органа в суде. Поэтому для минимизации дальнейших возможных негативных последствий налогоплательщик должен знать (или хотя бы предполагать), для чего инспекция запросила те или иные документы.

На самом деле, вариантов по истребованию документов множество. Мы рассмотрим два наиболее часто встречающие в практике нашей компании:

1. Истребование первичных документов, подтверждающих налоговые льготы, налоговые вычеты и т.д. – это, как правило, договора (контракты) купли-продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ, платежные поручения, инвойсы и т.д.

При подготовке данных документов к сдаче в налоговую инспекцию целесообразно проверить наличие всех необходимых реквизитов, наличие подписей и печатей в документах – чтобы избежать доначисления налогов (сборов) по формальным основаниям.

2. Истребование документов, подтверждающих проявление Вами перед заключением отдельных договоров должной степени осмотрительности и осторожности.

В последние годы основной причиной доначисления весьма существенных сумм налогов стало, так называемое, «необоснованное получение налоговой выгоды налогоплательщиком».

Налоговые инспекции, руководствуясь положениями Постановления Пленума Высшего арбитражного суда №53 от 12.10.2006 года «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в ходе налоговых проверок стараются найти и отразить в акте проверки доказательства того, что при заключении сделки с недобросовестным контрагентом налогоплательщик не проявил должной степени осмотрительности и осторожности. А доказав это, инспекция признает необоснованными расходы по налогу на прибыль, НДФЛ, налоговые вычеты по НДС. Зачастую это приводит к значительным доначислениям соответствующих налогов.

Для того, чтобы избежать вышеописанных неприятных последствий, получив требование о представлении документов, которое содержит пункт  о представлении доказательств проявления Вашим предприятием должной степени осмотрительности и осторожности по конкретной сделке, необходимо:

1. Связаться с лицом, подписавшим спорный договор со стороны Вашего контрагента, и убедиться в наличии у него на момент подписания договора соответствующих полномочий: для этих целей можно запросить у контрагента копию паспорта, доверенность на право заключения договоров, приказ от предприятия и т.д. В идеале – все вышеуказанные документы Вы должны были запросить еще при заключении договора. Однако в реальности, такие документы запрашиваются весьма редко (это и не удобно, и хлопотно).

Полученные копии документов нужно представить налоговому органу.

2. Если связаться с лицом, которое подписало договор, не представляется возможным, то необходимо представить иные доказательства проявления осмотрительности: копии учредительных документов контрагента, свидетельств ОГРН и ИНН/КПП, копии выписки из ЕГРЮЛ и т.д.

3. В сопроводительном письме к документам, необходимо указать, что Вашим обществом осмотрительность и осторожность проявлена в полном объеме: проверена регистрация юридического лица, а также проверены полномочия лиц, подписавших договоры от имени Вашего контрагента.

Несмотря на отсутствие (на момент проверки) доверенностей, приказов и других документов, важно отразить в письме налоговому органу о том, что Вами проверялись соответствующие полномочия. В дальнейшем (когда налоговый орган) отразит в Акте налоговой проверки перечень своих доказательств, у Вас появится возможность «найти» нужный документ, составленный с учетом всех особенностей сложившейся ситуации.

Необходимо отметить, что несмотря на схожесть проблем, возникающих у налогоплательщиков в связи с получением требований налоговых органов, полностью одинаковых ситуаций не бывает, и каждый случай требует индивидуального подхода, который готовы предоставить специалисты ООО «Ритман и партнеры».

Поделиться

Опубликовать в Facebook

Написано

Vivamus vel sem at sapien interdum pretium. Sed porttitor, odio in blandit ornare, arcu risus pulvinar ante, a gravida augue justo sagittis ante. Sed mattis consectetur metus quis rutrum. Phasellus ultrices nisi a orci dignissim nec rutrum turpis semper.

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Сообщение